Добро пожаловать, коллеги!

 

Интегрированный урок  физика + информатика в 8классе.

 

Тема: исследование закона Ома для участка цепи.

Р. Декарт: “Мало знать – надо уметь применять!”
Цель:

  • расширять познавательные способности учеников
  • мотивировать интерес к физике

Задачи урока:

  • совершенствовать умения планировать и проводить физический эксперимент,
  • обрабатывать результаты эксперимента, делать выводы,
  • обрабатывать результаты с помощью табличного процессора (MS Excel) на компьютерах,

Оборудование:

  • источник тока,
  • реостаты,
  • амперметры,
  • вольтметры,
  • ключ
  • магазины сопротивлений
  • сопротивления на колодках
  • проектор
  • компьютеры.
  • MS Exsel 2007

Литература

  • 1.Пёрышкин А. В. «Физика 8» учебник для общеобразовательных учебных заведений. Дрофа 2005 г.
  • 2.Г.С.Ландсберг Элементарный учебник физики, Москва 1985 г.
  • 3. Макарова Н. В., Кузнецова И. Н., Нилова Ю. Н. и др. Практикум по информационным технологиям. – СПб. : Питер, 2003.
  • 4.Слободецкий И. Ш., Орлов В. А. Всесоюзные олимпиады по физике.  Пособие для учащихся средних школ. – М:Просвещение 1982;
  • 5.Мякишев Г. А., Буховцев Б. Б. Физика: учебник для 10 класса средней школы. –М: Просвещение
  • 6.Довнар Э. А., Курочкин Ю. А., Сидорович П. Н. Экспериментальные олимпиадные задачи по физике. Минск “Народная  асвета” 1981;

План урока:

  Этапы урока Длительность Формы и методы обучения:
1 Актуализация знаний учащихся. Постановка задач урока 7-10 мин. Фронтальный и тестовый опрос. Беседа. Рассказ учителя
2 Формирование умений 23-20 мин. Лабораторная работа теоретиков и экспериментаторов
3 Подведение итогов 7-10 мин. Отчет представителей теоретиков и экспериментаторов
4 Домашнее задание 3 мин. Сообщение учителя

Сегодня мы займемся исследованиями и открытиями. 
Цель нашего урока – это исследование зависимости между электрическими величинами:

  • Зависимость силы тока(I) от напряжения(U) на участке цепи;
  • Зависимость (I силы тока в проводнике от его сопротивления (R);

Прежде чем вы получите задания, проверим, как вы усвоили тему: “Закон Ома”. Вам сейчас придется измерять силу тока, напряжение, рассчитывать сопротивление проводника. Как? Какими приборами?
1.Тестирование за компьютерами. (1-я группа учащихся)
1. Как называется электроизмерительный прибор для измерения силы тока через резистор и как он включается в электрическую цепь?

  • Амперметр, последовательно;
  • Амперметр, параллельно;
  • Вольтметр, последовательно
  • Вольтметр, параллельно

2. Как называется электроизмерительный прибор для измерения напряжения на резисторе и как он включается в электрическую цепь?

  • Амперметр, последовательно;
  • Амперметр, параллельно;
  • Вольтметр, последовательно;
  • Вольтметр, параллельно.

3. Определите сопротивление проводника, через который  идет ток  в2А, если на него подано напряжения 12В
   А. 0,5 Ом.   В. 3 Ом.   С. 2 Ом.   D. 6 Ом.
 4. От чего зависит сила тока:

  • Напряжения и сопротивления проводника;
  • Только от площади ее поперечного сечения;
  • От вещества, из которого изготовлена проволока;
  • От всех перечисленных в А-C параметров

Фронтальный опрос (остальные ученики)

  • Прочитайте закон Ома!
  • Отчего зависит сила тока?
  • Что такое сопротивление
  • Как называется единица измерения сопротивления?
  • Что такое сила тока? Каким прибором измеряется?
  • Единица силы тока?
  • Что такое напряжение? Каким прибором измеряется?
  • Единица напряжения?

2.Группы получают задания, но перед началом работы слово берет учитель информатики.
Вопросы к классу:

  • Как запустить табличный процессор?
  • Что  представляет из себя таблица?
  • А что такое ячейка? Как задать адрес ячейки?
  • Что такое диапазон ячеек? Как задать адрес диапазона ячеек?
  • Как ввести в ячейку формулу?
  • Как скопировать формулу в заданный диапазон ячеек?
  • Как вставить диаграмму?
  • Как выбрать тип диаграммы “график”?
  • Как подписать оси графика?
  • Как задать название графика?

Напоминаю ученикам правила безопасной работы за компьютерами и с электрическим током. В результате работы за компьютерами должны быть построены графики зависимости физических величин.
Темы заданий:
Исследование зависимости силы тока в цепи от напряжения на участке цепи
Исследование зависимости силы тока от сопротивления  проводника.
.Эти работы выполняются параллельно “Теоретиками” и “Экспериментаторами”.
3.После выполнения заданий группы объединяются и обсуждают результаты исследований. Указывают на расхождения в вычислениях.  Делают записи в бланках.Представители делают отчет об исследовательской деятельности групп, четко излагают выводы работы, подтверждая их результатами опытов.
4.Подводится общий итог урока.
В качестве домашнего задания 1)  §45(самостоятельный разбор)
2) разработать проект
Для теоретиков: Смоделировать опыт по определению сопротивления мотка медной проволоки. Рассмотреть различные варианты. (Подготовить презентацию в Power Point)
Для экспериментаторов: Определение сопротивления и длины мотка медной проволоки, не разматывая ее
Оборудование: мензурка, весы, набор гирь, линейка, штангенциркуль, справочная литература.

Предложите все возможные варианты выполнения этой работы. В зависимости от этого выберите сами оборудование.

 

Учитывая учебные возможности каждого ученика, их интерес к учебным дисциплинам, формируются группы, которые  получают разные задания. Одни занимаются исследовательской работой через эксперимент – это “Экспериментаторы”,а другие – с помощью компьютера – это “Теоретики”. Хотя ребята имеют разные по трудности задания, но всех их объединяют единые виды заданий, которые соответствуют их учебным возможностям и интересам.Каждая группа “Экспериментаторов”, получив задание, выполняет опыт. После контроля учителя, они приступают к выполнению работы. “Теоретики” же работают с электронными таблицами по своим заданиям. Учитель информатики контролирует их работу.
Задания, выполняемые “Теоретиками”:
1. Исследовать зависимость силы тока от напряжения при R=2 Ом. U,В: 0; 0,4; 0,6; 0,8; 1,0; 1,2; 1,4. Построить график зависимости силы тока от напряжения.
2. Исследовать зависимость силы тока от сопротивления при U=4В. R, Ом: 1;2;3;4;5;6;7;8;9;10. Постройте график зависимости силы тока от сопротивления .
Перечень работ, которые выполняют “Экспериментаторы”.
1. Исследуют  зависимость силы тока от напряжения при постоянном сопротивлении 2 Ом. Строят график зависимости силы тока от напряжения.
Оборудование:  источник тока, сопротивления в колодке, амперметр, вольтметр, ключ, реостат, соединительные провода.


 

2. Исследуют зависимость силы тока от сопротивления при постоянном напряжении. Строят  график. (Используя магазин сопротивлений)

 

 

 

 
 

 
       
Hosted by uCoz