|
|
Интегрированный урок физика + информатика в 8классе.
Тема: исследование закона Ома для участка цепи.
Р. Декарт: “Мало знать – надо уметь применять!”
Цель:
- расширять познавательные способности учеников
- мотивировать интерес к физике
Задачи урока:
- совершенствовать умения планировать и проводить физический эксперимент,
- обрабатывать результаты эксперимента, делать выводы,
- обрабатывать результаты с помощью табличного процессора (MS Excel) на компьютерах,
Оборудование:
- источник тока,
- реостаты,
- амперметры,
- вольтметры,
- ключ
- магазины сопротивлений
- сопротивления на колодках
- проектор
- компьютеры.
- MS Exsel 2007
Литература
- 1.Пёрышкин А. В. «Физика 8» учебник для общеобразовательных учебных заведений. Дрофа 2005 г.
- 2.Г.С.Ландсберг Элементарный учебник физики, Москва 1985 г.
- 3. Макарова Н. В., Кузнецова И. Н., Нилова Ю. Н. и др. Практикум по информационным технологиям. – СПб. : Питер, 2003.
- 4.Слободецкий И. Ш., Орлов В. А. Всесоюзные олимпиады по физике. Пособие для учащихся средних школ. – М:Просвещение 1982;
- 5.Мякишев Г. А., Буховцев Б. Б. Физика: учебник для 10 класса средней школы. –М: Просвещение
- 6.Довнар Э. А., Курочкин Ю. А., Сидорович П. Н. Экспериментальные олимпиадные задачи по физике. Минск “Народная асвета” 1981;
План урока:
|
Этапы урока |
Длительность |
Формы и методы обучения: |
1 |
Актуализация знаний учащихся. Постановка задач урока |
7-10 мин. |
Фронтальный и тестовый опрос. Беседа. Рассказ учителя |
2 |
Формирование умений |
23-20 мин. |
Лабораторная работа теоретиков и экспериментаторов |
3 |
Подведение итогов |
7-10 мин. |
Отчет представителей теоретиков и экспериментаторов |
4 |
Домашнее задание |
3 мин. |
Сообщение учителя |
Сегодня мы займемся исследованиями и открытиями.
Цель нашего урока – это исследование зависимости между электрическими величинами:
- Зависимость силы тока(I) от напряжения(U) на участке цепи;
- Зависимость (I силы тока в проводнике от его сопротивления (R);
Прежде чем вы получите задания, проверим, как вы усвоили тему: “Закон Ома”. Вам сейчас придется измерять силу тока, напряжение, рассчитывать сопротивление проводника. Как? Какими приборами?
1.Тестирование за компьютерами. (1-я группа учащихся)
1. Как называется электроизмерительный прибор для измерения силы тока через резистор и как он включается в электрическую цепь?
- Амперметр, последовательно;
- Амперметр, параллельно;
- Вольтметр, последовательно
- Вольтметр, параллельно
2. Как называется электроизмерительный прибор для измерения напряжения на резисторе и как он включается в электрическую цепь?
- Амперметр, последовательно;
- Амперметр, параллельно;
- Вольтметр, последовательно;
- Вольтметр, параллельно.
3. Определите сопротивление проводника, через который идет ток в2А, если на него подано напряжения 12В
А. 0,5 Ом. В. 3 Ом. С. 2 Ом. D. 6 Ом.
4. От чего зависит сила тока:
- Напряжения и сопротивления проводника;
- Только от площади ее поперечного сечения;
- От вещества, из которого изготовлена проволока;
- От всех перечисленных в А-C параметров
Фронтальный опрос (остальные ученики)
- Прочитайте закон Ома!
- Отчего зависит сила тока?
- Что такое сопротивление
- Как называется единица измерения сопротивления?
- Что такое сила тока? Каким прибором измеряется?
- Единица силы тока?
- Что такое напряжение? Каким прибором измеряется?
- Единица напряжения?
2.Группы получают задания, но перед началом работы слово берет учитель информатики.
Вопросы к классу:
- Как запустить табличный процессор?
- Что представляет из себя таблица?
- А что такое ячейка? Как задать адрес ячейки?
- Что такое диапазон ячеек? Как задать адрес диапазона ячеек?
- Как ввести в ячейку формулу?
- Как скопировать формулу в заданный диапазон ячеек?
- Как вставить диаграмму?
- Как выбрать тип диаграммы “график”?
- Как подписать оси графика?
- Как задать название графика?
Напоминаю ученикам правила безопасной работы за компьютерами и с электрическим током. В результате работы за компьютерами должны быть построены графики зависимости физических величин.
Темы заданий:
Исследование зависимости силы тока в цепи от напряжения на участке цепи
Исследование зависимости силы тока от сопротивления проводника.
.Эти работы выполняются параллельно “Теоретиками” и “Экспериментаторами”.
3.После выполнения заданий группы объединяются и обсуждают результаты исследований. Указывают на расхождения в вычислениях. Делают записи в бланках.Представители делают отчет об исследовательской деятельности групп, четко излагают выводы работы, подтверждая их результатами опытов.
4.Подводится общий итог урока.
В качестве домашнего задания 1) §45(самостоятельный разбор)
2) разработать проект
Для теоретиков: Смоделировать опыт по определению сопротивления мотка медной проволоки. Рассмотреть различные варианты. (Подготовить презентацию в Power Point)
Для экспериментаторов: Определение сопротивления и длины мотка медной проволоки, не разматывая ее
Оборудование: мензурка, весы, набор гирь, линейка, штангенциркуль, справочная литература.
Предложите все возможные варианты выполнения этой работы. В зависимости от этого выберите сами оборудование.
Учитывая учебные возможности каждого ученика, их интерес к учебным дисциплинам, формируются группы, которые получают разные задания. Одни занимаются исследовательской работой через эксперимент – это “Экспериментаторы”,а другие – с помощью компьютера – это “Теоретики”. Хотя ребята имеют разные по трудности задания, но всех их объединяют единые виды заданий, которые соответствуют их учебным возможностям и интересам.Каждая группа “Экспериментаторов”, получив задание, выполняет опыт. После контроля учителя, они приступают к выполнению работы. “Теоретики” же работают с электронными таблицами по своим заданиям. Учитель информатики контролирует их работу.
Задания, выполняемые “Теоретиками”:
1. Исследовать зависимость силы тока от напряжения при R=2 Ом. U,В: 0; 0,4; 0,6; 0,8; 1,0; 1,2; 1,4. Построить график зависимости силы тока от напряжения.
2. Исследовать зависимость силы тока от сопротивления при U=4В. R, Ом: 1;2;3;4;5;6;7;8;9;10. Постройте график зависимости силы тока от сопротивления .
Перечень работ, которые выполняют “Экспериментаторы”.
1. Исследуют зависимость силы тока от напряжения при постоянном сопротивлении 2 Ом. Строят график зависимости силы тока от напряжения.
Оборудование: источник тока, сопротивления в колодке, амперметр, вольтметр, ключ, реостат, соединительные провода.
2. Исследуют зависимость силы тока от сопротивления при постоянном напряжении. Строят график. (Используя магазин сопротивлений)
|
|